Анализ рынка сотовой связи


Развитие сотовой связи во всем мире и в России не сбавляет темпов. Мировые гиганты сотовой связи объявляют о повышении своих доходов и росте чистой прибыли. Рынок растет как в количественном, так и в качественном выражении. Все больше внимания уделяется развитию дополнительных услуг сотовой связи, среди которых основные надежды связаны с рынком информационно-развлекательных услуг для мобильников. Лавинообразное увеличение числа абонентов в странах с развивающимися рынками притягивает производителей инвесторов. Одновременно среди операторов рынка мобильной связи на разных континентах набирают силу процессы слияния и поглощения, эта тенденция не обошла и Россию. В сложившейся ситуации национальные торговые сети уверенно продвигаются в регионы и открывают свои представительства. Несмотря на общий рост, рынок, как и любой живой организм, не остается статичным: метаморфозы в направлениях развития бизнеса компаний зачастую весьма неожиданны. Денис Черников: Сотовому рынку скорая стагнация не грозит Компания «Евросеть», как и многие сотовые дилеры, сегодня реализует анализ рынка сотовой связи диверсификации бизнеса. Однако, по утверждению представителей компании, к идее расширения своего товарного портфеля «Евросеть» относится более творчески, чем другие продавцы сотовых телефонов. Некоторые дилеры начали ребрендинг, многие занялись расширением товарного портфеля? Насколько серьезно эти процессы затронули бизнес компании «Евросеть»? Денис Черников: Действительно, большинство сетей сотовой связи объявили о появлении новых направлений в бизнесе или о готовности заняться ими. Наиболее заметна активность сотовых сетей в области портативной цифровой техники. Но этой деятельностью все занимаются в очень разных форматах, ставя перед собой различные задачи. В отличие от сетей, которые вводят новые направления только для того, чтобы поднять свою рентабельность, мы решаем стратегически более интересную задачу. В настоящий момент «Евросеть» значительно опережает своих конкурентов по количеству салонов — у нас 751 торговая точка. Это мощный сбытовой канал с единым форматом салонов, охватывающий всю территорию России: от Калининграда до Владивостока. Наша задача — максимально полно использовать этот формат, реализовав всю мощь сбытового канала для достижения доминирующего положения на рынке. Так поступает любая торговая сеть: максимально использует всю площадь салонов, предложив в них все товары и услуги, соответствующие их формату. Такая задача может быть решена только поэтапно. Мы понимаем, что если бездумно выложить новый товар на полку — это приведет к потере денег, и такой печальный опыт конкурентов мы уже наблюдаем. У нас тактика иная. Мы выбираем направления, которые могут хорошо укладываться в наш формат и соответствовать реальным, а не выдуманным потребностям потребителей. Михаил Дорогов: Все аналитики оценивают 2004 г. Как изменились за первую половину 2004 г. Михаил Дорогов: Вы совершенно правильно поставили вопрос. С одной стороны — рынок растет «бешеными» темпами в кавычках, с другой стороны — рынок действительно продолжает расти. Количество абонентов сотовой связи в России ежемесячно в среднем увеличивается на 2 млн. Здесь речь идет не только о Москве и Санкт-Петербурге, но и о России в целом. По Москве и Санкт-Петербургу совокупный прирост абонентской базы составляет 500-600 тысяч в месяц, но эта цифра — только 30% от общего прироста. Сейчас основное внимание и DIXIS, и операторы сотовой связи уделяют региональному развитию клиентской сети и развитию абонентской базы. В то же время, рынок меняется, причем меняется достаточно существенно. Насыщение рынка сотовой связи Москвы в настоящее время составляет порядка 78%. Но это не означает, что 78% населения столицы имеет свой мобильный телефон. Анализ рынка сотовой связи уже имеют два сотовых телефона, а некоторые — три. У каждого на это свои причины, свои взгляды на жизнь. Кто-то считает, что надо иметь два аппарата потому, что операторы в разных местах предоставляют неадекватный сервис. Абонент в одном анализ рынка сотовой связи пользуется телефоном одного оператора, а в другом, где первый анализ рынка сотовой связи принимает, — использует второй аппарат. Кроме того, в ряде компаний действуют корпоративные стандарты, предусматривающие постоянную доступность сотрудников. Здесь каждый обязан анализ рынка сотовой связи не менее двух мобильных телефонов с анализ рынка сотовой связи номерами, анализ рынка сотовой связи поступают так потому, что им хочется. С ростом благосостояния людей растут их возможности, повышается качественный уровень абонентов, и абонентская база растет не только в количественном выражении. Как на ваш взгляд меняются технологические задачи операторов и приоритеты в их работе? Дмитрий Довгань: На мой взгляд, задача у операторов была и остается одна — предоставлять абонентам услуги связи во всем их многообразии. Однако рынок, как вы отметили, растет: все большее число россиян активно пользуется сотовой связью. Соответственно, нарастает и соперничество между провайдерами, обостряется борьба за клиента. Естественно, чем больше абонентов, тем сложнее поддерживать необходимые стандарты обслуживания. В таких условиях операторы должны помнить, что расширение абонентской базы не должно сказываться на качестве услуг. Но одного качества, конечно же, мало. Оно должно быть дополнено еще и разнообразием различных дополнительных сервисов, которые возможно организовать на базе беспроводной связи. Ведь сотовый телефон постепенно становится универсальным средством коммуникации, его возможности не ограничиваются только голосовой связью. Оператор анализ рынка сотовой связи проанализировать потребности и ожидания абонентов и предложить пользователям новые, интересные, а, главное, востребованные услуги. Решение этих задач потребует, конечно, значительных усилий от всех игроков сотового рынка. Но у российских компаний есть один существенный плюс — у них перед глазами опыт европейских стран. Не секрет, что по сравнению с западом Россия несколько отстает в развитии сотовых услуг, но это, как ни парадоксально, наше преимущество — мы можем, минуя стадию «проб и ошибок», применить уже существующие наработки, доказавшие свою эффективность. Использовать эту возможность или нет — выбор каждого конкретного российского оператора. Какие перемены произошли в конце 2003 г. Усиление каких направлений развития в настоящее время отчетливо просматривается на российском рынке сотовой связи? Дмитрий Тимерханов: Перелистывая архивы, интересно отметить, что лишь три года тому назад самые оптимистичные прогнозы аналитиков предрекали полное насыщение российского рынка сотовой связи на уровне 12–14 млн. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений преодоление планки в 60 млн. По мере превращения мобильной связи из роскоши в товар массового спроса меняется и собственно структура этого спроса. Интересно отметить такой факт, с которым мы столкнулись при критическом ретроспективном анализе предыдущих прогнозов: при превращении мобильной связи в «услугу первой необходимости» стираются грани между разнородными российскими регионами — отличие в уровне доходов либо плотности населения «в разы» при прочих сопоставимых условиях на уровне проникновения отражается в значительно меньшей степени. Определяющими параметрами становятся уровень конкуренции между операторами, гибкость тарифных планов, объём и качество предлагаемого набора услуг, то есть для оператора вопрос «сколько жителей могут позволить себе сотовую связь» в значительной мере трансформируется в другой: «что и как необходимо анализ рынка сотовой связи абонентам, чтобы их количество достигло заданного уровня». Соответственно, первая «точка роста» — полнофункциональныепозволяющие операторам федерального уровня в анализ рынка сотовой связи прочего безболезненно внедрять новые услуги одновременно на всей территории страны. Какие перемены можно отметить в покупательской среде во второй половине прошлого года и в текущем году? Павел Караулов: Наиболее очевидная тенденция для рынка мобильных телефонов в этом году — смещение покупательских предпочтений и возможностей из низшей ценовой категории в среднюю. Прошлый год был отмечен повышенным интересом покупателей к техническим новшествам, которые предлагают производители телефонов. Например, наблюдалась явная доминанта цветных дисплеев, которую ощутили все. Возьмем такую модель, как Motorola C350. Это телефон, который был замечен всеми на российском рынке, и дал возможность вендору — компании Motorola — укрепить свои позиции в России. Если продолжить разговор о знаковых моделях, то можно выделить Samsung, производителя, представившего целый ряд перспективных моделей, среди которых С100 — один из хитов рынка, на который до сих пор сохраняется большой спрос. Здесь факторами, обеспечившими телефону «народную любовь», стали не столько его функциональные особенности, сколько легкость, удобство, размер, качественный дисплей и анализ рынка сотовой связи цена. Удачно в концепцию этой модели вписались и промо-акции. Так, одна из наших акций, когда каждая покупка С100 сопровождалась подарком — бесплатной фирменной гарнитурой, стала катализатором взрывного спроса на эту модель, который держится до сих пор. Samsung и в этом году представил множество анализ рынка сотовой связи моделей, в том числе — с выполненными по новой технологии дисплеями, которые по всем техническим характеристикам превосходят те, что мы видим у анализ рынка сотовой связи производителей. У компании есть также хороший потенциал для работы в сегменте «Премиум», если будут учтены анализ рынка сотовой связи покупателей на Bluetooth в мобильных телефонах. Был ли он годом роста или же в области телекома в России наблюдался спад? Сергей Корнеев: Минувший год был, в первую очередь, годом ценовых войн между операторами. Фактически, борьба за анализ рынка сотовой связи привела к снижению ARPU. На данный момент вполне очевидно, что дальнейшее снижение тарифов не принесет ощутимых результатов. Поэтому операторы меняют свою политику, переходя от демпинга к привлечению новых абонентов, внедряя новые, анализ рынка сотовой связи сервисы, такие как: GPRS, MMS, VPN. Ситуация на рынке телекома такова, что оператор вынужден постоянно инвестировать в новые услуги, внедрение перспективных решений и новое оборудование. В последний год эта ситуация развивалась довольно динамично. Оказались высоко востребованы услуги системных интеграторов, предлагающих операторам новейшие технологии и решения. Проработку и внедрение новых решений в области мобильной связи должен осуществлять системный интегратор, имеющий в своем составе специальное подразделение. Это позволяет интегратору, с одной стороны, четко представлять ситуацию по отрасли в целом, а с другой — наращивать опыт по новейшим телекоммуникационным и сетевым технологиям, чтобы в кратчайшие сроки внедрить решение и обеспечить быстрый возврат инвестиций. Руководитель проекта: Сергей Шалманов Дизайн и верстка: Надежда Одинцова Авторы: Виталий Солонин, Сергей Зелинский, Сергей Дмитриев, Денис Мельников, Мария Рожкова Интервью: Элеонора Ершова, Сергей Шалманов Реклама: Кира Анализ рынка сотовой связи, Виталий Олейников По вопросам сотрудничества при подготовке обозрений обращайтесь по или по телефону 363–11–53, 363–11–11 доб. Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Авторские права на дизайн и всю информацию обозрения, а также на подбор и расположение материалов принадлежат компании «РосБизнесКонсалтинг». Все права защищены и охраняются законом.

комментарий:

комментарий
 

Карта покрытия сетью МегаФон в Санкт-Петербурге и Лен.